Родители иногда могут быть удивлены, насколько самостоятельно может быть их маленькое чадо, когда за ним не наблюдают родители.
В то время как дома их все еще кормят с ложечки, в каком-нибудь детском саду или клубе, они спокойно едят ложкой, пьют из чашки. Снимают с себя обувь и моют руки.
Несмотря на то, что ваш ребенок всегда будет для вас маленьким, вам необходимо поощрять в нем самостоятельность. И начать развитие самостоятельности можно в очень раннем возрасте.
Содержание
- Почему самостоятельность важна в раннем возрасте.
- Необходимый реквизит для развития самостоятельности.
- Пять способов поддержать ребенка в развитии независимости.
- Я начну, а ты закончишь.
- Ты начинаешь – я закончу.
- Давай делать вместе.
- Я покажу тебе как надо, а ты попробуешь.
- Выбери сам.
- 50 активных способов поддержать развитие ребенка.
- Одевание
- Уход за собой.
- Домашние дела.
- Прием пищи.
- С какого возраста можно начинать развитие самостоятельности?
Почему самостоятельность важна в раннем возрасте.
С точки зрения психологии: развитие самостоятельности стимулирует уверенность в себе и самодостаточность – Чувство «я могу это сделать». Так же это дает понять ребенку, что вы ему доверяете и уверены в нем.
С поведенческой точки зрения: если ребенок активно участвует повседневных делах, то будущая проверка границ дозволенного и борьба за власть с родителями будет более умеренной. Большинство экспертов и опытных родителей считают, что самостоятельность ребенка в повседневных делах и возможность принятия решений снижает количество проблем в поведении.
С точки зрения речевого развития: вовлечение ребенка в повседневную активность очень много даёт для речевого развития. Причем повторение ежедневных дел даёт закрепление новых слов и понятий. Не забывайте задавать ребенку вопросы и дайте возможность ребенку ответить, так как он может, жестами, звуками, словами.
Например, перед чисткой зубов спрашивайте: - «Сейчас надо почистить зубы. Что нам надо чтобы почистить зубы».
С точки зрения развития моторных навыков: помощь в делах от ребенка помогает ему развивать новые моторные навыки, силу и координацию. Так же ребенок получает новые тактильные ощущения.
С практической точки зрения родителя: Позволяет найти ребенку занятие и сделать жизнь ребенка веселее.
Необходимый реквизит для развития самостоятельности.
Стульчик подставка. Очень важный помощник ребенка в том чтобы достать до необходимой высоты. Например неплохим выбором будет «Табурет-лестница БЕКВЭМ» из ИКЕИ.
К сожалению большинство детских стульчиков подставок слишком низкие для того чтобы ребенок мог даже дотянуться до раковины.
Время. Нельзя конечно забывать что «помощь» от ребенка зачастую может увеличить длительность процесса, в котором он помогает. Так что не стоит привлекать ребенка к делу которое прямо горит. Но если время есть, и дело терпит надо обязательно попробовать заинтересовать.
Терпение. Если вы попросите ребенка снять ботинки и отвлечетесь на минутку, то в это время ребенок может уже не только снять ботинки, но и полоскать их в собачьей миске с водой. Если вы просите ребенка сделать что-то, то вам необходимо внимательно следить за ним и при необходимости помочь и направить.
Пять способов поддержать ребенка в развитии независимости.
Я начну, а ты закончишь.
Самое простое это начать что-то делать и дать ребенку закончить за вами. Например: Немного раскрыть кожуру банана и дать стянуть до конца ребенку. Вынуть руки ребенка из рукавов и дать самому снять футболку через голову. Развязать ботики и дать снять их дальше самому.
Ты начинаешь – я закончу.
Очень хорошо подходить для задач по уборке и гигиене. Например: Ребенок начнет чистить себе зубы, а вы поможете закончить. Или дать салфетку, чтобы протереть стол после еды.
Давай делать вместе.
Подходит для сложных задач. Например: Разбивание яиц. Нарезка мягкой еды безопасным ножом. Мытье посуды.
Я покажу тебе как надо, а ты попробуешь.
Подходит для простых задач. Например: Сложить грязное белье в корзину. Нести пакет с покупками.
Выбери сам.
Просто дайте ребенку самому сделать выбор. Например: Выбрать между одеждой, которую он наденет. Между едой которую он хочет.
50 активных способов поддержать развитие ребенка.
Одевание
· Снять футболку.
· Вынуть руки из рукавов.
· Снять носки.
· Снять ботинки.
· Выбрать что надевать.
· Сложить ботинки на место.
· Расстегнуть молнию.
· Застегнуть молнию.
· Снять шапку.
· Снять штаны.
· Надеть штаны.
Уход за собой.
· Почистить зубы.
· Расчесать волосы.
· Вытереть лицо и руки.
· Высморкаться.
· Прополоскать рот.
· Намылить себя.
· Вымыть руки.
· Достать салфетки.
· Подержать чистый подгузник.
· Выбрать полотенце.
· Вытереться после купания.
Домашние дела.
· Вытереть мокрое.
· Открыть или закрыть дверь.
· Подмести.
· Протереть пыль.
· Помыть посуду.
· Отшелушить лук.
· Разбить яйца.
· Засыпать ингредиенты в миску.
· Помешать ложкой.
· Выбросить в мусор.
· Выложить отстиранное белье в корзину.
· Положить грузное белье в корзину.
· Вставить новый пакет в мусорное ведро.
· Положить новые салфетки в салфетницу.
· Собрать игрушки.
· Нести легкую сумку из магазина.
· Выбрать из машины или коляски после того как ремни расстёгнуты.
· Полить цветы.
· Выключить или включить свет.
Прием пищи.
· Выбрать между блюдами.
· Почистить банан.
· Вскрыть упаковку.
· Порезать еду детским ножом.
· Поесть самому.
· Налить из кувшина в стакан.
· Вытереть стол после себя.
· Вытереть руки и лицо после обеда.
· Положить посуду в раковину.
С какого возраста можно начинать развитие самостоятельности?
С первого дня жизни вы можете вовлекать ребенка в его дела. Занимаясь ребенком никогда не лишним будет объяснить что вы делаете, задать вопросы.
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.